Главная / Культура / «Фотобиеннале-2018» стала отражением большой политики: Лукоморье, Путин и ядерное солнце

«Фотобиеннале-2018» стала отражением большой политики: Лукоморье, Путин и ядерное солнце

ХII международный фестиваль «Фотобиеннале-2018», открывшийся в «Манеже», стал тому подтверждением. Причем, о политике не только центральная выставка «Первополосные и закулисные», где представлена фотохроника от недавних президентских выборов до Горбачева и Ельцина. Другие проекты, на первый взгляд аполитичные, на поверку оказываются частью большой «игры престолов».

«Фотобиеннале-2018» стала отражением большой политики: Лукоморье, Путин и ядерное солнце

Огромное пространство нижнего этажа центрального выставочного зала рассекает коридор, где красуются «первополосные и закулисные» — политики, бизнесмены, знаменитости, деятели культуры и спорта, сильные мира сего. Путин, Медведев, Шойгу, Трамп, Порошенко, Жириновский, Абрамович, Ходорковский, Ельцин, Горбачев, Собянин, Михалков, Гергиев, Исинбаева, Шарапова, Земфира – все на месте. Олимпиада, Крым, Украина – как без них? И вроде бы репортеры фиксируют курьезные моменты: Путин рассматривает свои ногти; Трамп с хитрющим взглядом, подносит палец к лицу, будто собирается им поковырять в носу; наши депутаты на заседаниях Госдумы рассматривают полуголых див на планшетах и обсуждают что-то личное и смешное; украинские народные избранники дерутся кучей; Абрамович улыбается, стоя под золоченой люстрой, нависающей этаким нимбом. На выставке 370 фото — сняты они живо, интересно, забавно. Но итог тот же: Путин — молодец, Украина погрязла в мышиной возне, а 90-е были лихими и веселыми — ну, вы сами знаете.

Слева от «политической линии» — три проекта. Один — ностальгический (или провидческий?): о советских санаториях, которые с успехом встроились в современную реальность, сделали ремонт, обновили медицинское оборудование, при этом оставшись классическими «совковыми» здравницами. Для создательницы проекта, британской журналистки, работающей на постсоветском пространстве, Мариам Омиди, которая собрала деньги на фотоальбом (методом краудфандинга) и несколько десятков фотографов для его создания, путешествие по советским санаториям — прыжок в прошлое, фантастическое и восхитительное приключение в параллельной реальности. А для нас? Санатории –альтернатива иностранным курортам, с учетом мировой напряженности, роста курса евро, падения уровня зарплат.

Следующая выставка «Тысячи солнц» – пугающая и потрясающая. Пожалуй, это самый интересный проект «Фотобиеннале-2018». На ней представлено 114 фотографий ядерных взрывов, произведенных в США между 1945 и 1962 годами. В экспозицию вошла малая часть коллекции студента географического факультета МПГУ Александра Михальченко, собранной за восемь лет. Ядерная реакция в космосе, на земле, под водой завораживает своим масштабом и угрожающей красотой. Но как бы невероятно эти солнца ни сияли на фото, не хочется увидеть их в действительности. Кстати, поражает и то, как американцы отмечали очередное испытание: тортом в форме взрыва или сексуальным нарядом с белым и пушистым изображением термоядерного синтеза. Ох уж эта любовь к шоу! Глядя на эти фото, начинаешь осознавать твиты Трампа как часть национальной традиции.

Заключительный проект в левом крыле – «Архаика» Валерия Нистратова. Фотограф переносит нас в современное Лукоморье: на просторах Родины он находит Бабу-Ягу рядом с памятником Ленину, Змея Горыныча, зависшего на светофоре, три белых коня, бегущих мимо огромного кровавого пятна, самовар высотой с дом… Сказки оживают, и смотрится это не менее парадоксально и сюрреалистично, чем внутренняя политика России.

Правое крыло отдано итальянцам, что вполне логично в нынешней обстановке. Дружественная страна представлена такими мастерами фотодела, как Джанни Беренго Гардин (выставка «Поэтика реальности» — это собрание черно-белых документальных снимков с 1960-х по наши дни, где много геометрии, юмора и любви к своим героям и родной Италии); Джонни Монкада, мэтра fashion-фотографии 1960-х годов, эпохи расцвета моды «Made in Italy» (выставка «Zero Gravity / В невесомости»); Пьеро Марсили Либелли, умело превращающего привычные фотожанры в парадоксальное театральное действо (проект «Фотография как перформанс»).

Особняком стоит выставка трёхкратной обладательницы Пулитцеровской премии Барбары Дэвидсон, которая сделала серию снимков с помощью штатной камеры системы безопасности нового авто. Проект, конечно, рекламный – фестивалю тоже нужно как-то выживать. Примечателен он тем, что демонстрирует доступность фотоискусства каждому, у кого есть хоть какое-то средство фотофиксации. Сегодня уже не обязательно иметь не то что профессиональную камеру, даже телефон. Главное, чтобы было свое видение, умение поймать момент, ракурс, выбрать из тысячи кадров тот самый, что бьет точно в сердце, а еще найти единомышленников, которые смогут это оценить. Пожалуй, это роднит фотографию с политикой.

Источник

Смотрите также

В Калуге открылась выставка зарубежных почтовых марок, посвящённых футболу

  В Калуге открылась филателистическая выставка «Футбол, приуроченная к Чемпионату мира по футболу-2018 в России. Как …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *